ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧИ
В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего
заключено не меньше красноречия, чем в словах.
Франсуа де Ларошфуко
Цель любой нашей речи - повлиять на слушателя (убедить, информировать, развлечь и т.д.), причем, повлиять не так, как случайно получится, а именно так, как того хотим мы. Понятно, что речи могут быть более или менее влиятельными. В искусстве красноречия, как и в любом другом деле, есть свои правила. Если мы будем их соблюдать, то будем достигать своих речевых целей, а если игнорировать - то будем просто сотрясать воздух.
Объективно в речи практически любого человека есть вредные привычки, которые мешают ее воспринимать, снижают ее привлекательность и, как следствие, уровень влияния на слушателей.
Мы с вами понимаем, что живая речь, произнесенная по всем правилам, более привлекательна, чем та же самая речь, написанная на бумаге, потому что на бумаге можно отразить только слова и невозможно передать всю радугу элементов живой речи.
Основные элементы речи:
Содержание (это самый важный элемент, которому подчинены все остальные; в содержании речи отражаются знания, в том числе словарный запас говорящего)
Естественность (отсутствие скованности и наигранности; никогда не выйдет из моды)
а) уверенность в себе (забудь о себе, займись делом)
б) разговорный стиль произнесения (уместен при любом общении, т.к. легко воспринимается слушателями)
в) свободные движения (жесты, хождение, повороты головы)
Понятность (один из самых приоритетных элементов, необходимый минимум в речи)
а) точное выражение мыслей
б) достаточная громкость и четкая дикция
в) темп от 100 до 150 слов в минуту, средний - 125
г) построение не очень длинных предложений
д) разъяснение специфических терминов, иностранных слов, аббревиатуры
е) повторение сложных для понимания идей другими словами
Яркость (заставляет слушателей раскрывать рты)
а) интонация (делает речь рельефной за счет контрастов между ударными словами и фоном,привлекает внимание слушателей и облегчает понимание речи)
б) эмоциональная окраска в тоне голоса и выражении лица (передает отношение говорящего к содержанию речи, передается слушателям, т.к. эмоции заразительны)
Зрительный контакт (показывает, к кому мы обращаемся)
а) большую часть времени смотреть в глаза слушателей
б) фиксировать взгляд примерно от 2 до 5 секунд,чтобы он не казался бегающим
в) равномерно распределять взгляд по всей аудитории (беседовать не с одним слушателем и не только с серединой зала, а со всей аудиторией; тогда у каждого слушателя появится ощущение, что вы с ним пообщались лично)
Жесты
а) в меру (пропорционально энергичности речи, чем энергичнее речь, тем энергичней жестикуляция; при умеренном выступлении - умеренные жесты)
б) синхронно сопровождают содержание речи (не должно быть лишних жестов - до, после или вместо произносимых слов; жесты должны "подчеркивать" слова)
Композиция
а) целеустремленность (знать тему, основные мысли, цель речи и уложиться в планируемый регламент; на все отвлекающие вопросы отвечать кратко и самому не уходить в дебри)
б) последовательность (мысли освещать по порядку, без надобности не повторяться и не перескакивать на внеочередную мысль)
Правильность (соблюдать, по возможности, правила русского языка)
Краткость (концентрация мыслей в словах, умение выразить многое в немногих словах)
Слова-паразиты (не несут полезной информации, часто повторяются без надобности, поэтому засоряют речь - вот, ну, понимаешь, так сказать, как бы и др.)
Назализация (заполнение паузы звуком "э-э-э"; режет слух)
Техника речи
а) голос (ровный, достаточно громкий - с расчетом на последний ряд слушателей)
б) дикция (четкое произношение; плохая дикция - глушитель во рту)
Конечно, это не все элементы речи, но основные. По этим критериям можно достаточно профессионально оценить речь любого человека примерно на 80%. (Попробуйте сделать это прямо сегодня - прослушайте по TV речь какого-либо доморощенного оратора, разложите его речь в спектр вышеуказанных элементов и вы увидите его, как облупленного - со всеми речевыми достоинствами и недостатками).
Элементы речи должны быть гармонично увязаны между собой и подчиняться психологии восприятия слушателя.
Говорить надо не так, как нам удобно говорить,
а так, как слушателю удобно воспринимать.
В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего
заключено не меньше красноречия, чем в словах.
Франсуа де Ларошфуко
Цель любой нашей речи - повлиять на слушателя (убедить, информировать, развлечь и т.д.), причем, повлиять не так, как случайно получится, а именно так, как того хотим мы. Понятно, что речи могут быть более или менее влиятельными. В искусстве красноречия, как и в любом другом деле, есть свои правила. Если мы будем их соблюдать, то будем достигать своих речевых целей, а если игнорировать - то будем просто сотрясать воздух.
Объективно в речи практически любого человека есть вредные привычки, которые мешают ее воспринимать, снижают ее привлекательность и, как следствие, уровень влияния на слушателей.
Мы с вами понимаем, что живая речь, произнесенная по всем правилам, более привлекательна, чем та же самая речь, написанная на бумаге, потому что на бумаге можно отразить только слова и невозможно передать всю радугу элементов живой речи.
Основные элементы речи:
Содержание (это самый важный элемент, которому подчинены все остальные; в содержании речи отражаются знания, в том числе словарный запас говорящего)
Естественность (отсутствие скованности и наигранности; никогда не выйдет из моды)
а) уверенность в себе (забудь о себе, займись делом)
б) разговорный стиль произнесения (уместен при любом общении, т.к. легко воспринимается слушателями)
в) свободные движения (жесты, хождение, повороты головы)
Понятность (один из самых приоритетных элементов, необходимый минимум в речи)
а) точное выражение мыслей
б) достаточная громкость и четкая дикция
в) темп от 100 до 150 слов в минуту, средний - 125
г) построение не очень длинных предложений
д) разъяснение специфических терминов, иностранных слов, аббревиатуры
е) повторение сложных для понимания идей другими словами
Яркость (заставляет слушателей раскрывать рты)
а) интонация (делает речь рельефной за счет контрастов между ударными словами и фоном,привлекает внимание слушателей и облегчает понимание речи)
б) эмоциональная окраска в тоне голоса и выражении лица (передает отношение говорящего к содержанию речи, передается слушателям, т.к. эмоции заразительны)
Зрительный контакт (показывает, к кому мы обращаемся)
а) большую часть времени смотреть в глаза слушателей
б) фиксировать взгляд примерно от 2 до 5 секунд,чтобы он не казался бегающим
в) равномерно распределять взгляд по всей аудитории (беседовать не с одним слушателем и не только с серединой зала, а со всей аудиторией; тогда у каждого слушателя появится ощущение, что вы с ним пообщались лично)
Жесты
а) в меру (пропорционально энергичности речи, чем энергичнее речь, тем энергичней жестикуляция; при умеренном выступлении - умеренные жесты)
б) синхронно сопровождают содержание речи (не должно быть лишних жестов - до, после или вместо произносимых слов; жесты должны "подчеркивать" слова)
Композиция
а) целеустремленность (знать тему, основные мысли, цель речи и уложиться в планируемый регламент; на все отвлекающие вопросы отвечать кратко и самому не уходить в дебри)
б) последовательность (мысли освещать по порядку, без надобности не повторяться и не перескакивать на внеочередную мысль)
Правильность (соблюдать, по возможности, правила русского языка)
Краткость (концентрация мыслей в словах, умение выразить многое в немногих словах)
Слова-паразиты (не несут полезной информации, часто повторяются без надобности, поэтому засоряют речь - вот, ну, понимаешь, так сказать, как бы и др.)
Назализация (заполнение паузы звуком "э-э-э"; режет слух)
Техника речи
а) голос (ровный, достаточно громкий - с расчетом на последний ряд слушателей)
б) дикция (четкое произношение; плохая дикция - глушитель во рту)
Конечно, это не все элементы речи, но основные. По этим критериям можно достаточно профессионально оценить речь любого человека примерно на 80%. (Попробуйте сделать это прямо сегодня - прослушайте по TV речь какого-либо доморощенного оратора, разложите его речь в спектр вышеуказанных элементов и вы увидите его, как облупленного - со всеми речевыми достоинствами и недостатками).
Элементы речи должны быть гармонично увязаны между собой и подчиняться психологии восприятия слушателя.
Говорить надо не так, как нам удобно говорить,
а так, как слушателю удобно воспринимать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий